Тематические выездные налоговые проверки

Поможем Вам и Вашему бизнесу!

Тематические выездные налоговые проверки – чем опасны для бизнеса?

 

На сегодняшний день главным критерием проведения выездной налоговой проверки (ВНП) является наличие разрыва по НДС, не зависимо от суммы разрыва. Определяющим источником информации для назначения ВНП являются данные из программы «АСК НДС-2» и сведения от полиции и Росфинмониторинга. В «АСК НДС-2» отражаются все компании, с которыми вы работаете, а в цепочках поставщиков видно налоговый разрыв (если ко-то из поставщиков в любом звене не заплатил НДС).

Основным принципом назначения ВНП до определенного времени была необходимость для налоговой провести ее как можно более результативно и начислить как можно больше недоимку. Но позже добавился еще и принцип того, что доначислять недоимку можно тем, кто может ее оплатить. Именно поэтому проверки проводились за последние 3 года деятельности компании, касались всех налогов. Но сейчас есть новый способ воздействия на налогоплательщика – тематическая выездная налоговая проверка по НДС за короткий период со всеми правами налоговых органов, предусмотренных НК: опросами сотрудников и контрагентов, выемкой документов и осмотрами помещений.

Как правило, с тематическими ВНП приходят к тем, кто упорно не хочет слышать доводов камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними. А также к тем, кто работал с «однодневками» 2-3 года назад, когда «АСК НДС» не работало в полную силу, а эти «однодневки» «замечены» полицией или Росфинмониторингом.

В Налоговом кодексе такого термина, как тематическая налоговая проверка, нет. Но в Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению налоговых проверок» налоговым органам рекомендуется в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

Соответственно, тематическая налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет .

До того, как назначить тематическую ВНП инспектор вызывает директора компании и сообщает о недобросовестных контрагентах, а также о требовании доплатить налоги в связи с налоговой выгодой. Причем претензия у налоговой возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является контрагентом 2-го или 3-го звена. По сложившейся у налогового органа практике, налогоплательщик является выгодоприобретателем и он должен отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков. Налоговая работает по принципу: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но! Налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев. Это подтверждает сама ФНС в письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», в котором сказано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

И даже не смотря на вышесказанное, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии. От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, соответственно доплатить налог, либо грозят назначением тематической выездной проверки.

 

Что необходимо знать о тематических выездных налоговых проверках?

1)      Высокие доначисления;

2)      Согласовать тематическую ВНП гораздо проще, чем полноценную ВНП. Тематическая ВНП проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

3)      Тематическую ВНП возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны позже.

4)      Количество ВНП сокращается, а доначисления по камеральным проверкам растут благодаря работой системы «АСК НДС-2» и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую ВНП. Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить ВНП добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговая. И, как показывает практика, к этим же налогоплательщикам налоговая приходит с подобными требованиями, только уже по другим сделкам.

5)      Тематическая ВНП может быть инициирована вашей инспекцией, но если контрагенты находятся а разных регионах, и инспекция кого-либо заподозрила, то одна из инспекций сначала передает эту информацию в Управление ФНС своего региона, а так пересылает информацию в Управление ФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «работ» с налогоплательщиком. В случае, когда данный вопрос контролируется Управлением ФНС, местной налоговой проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую ВНП, доначислить налоги и отчитаться в Управление ФНС о положительных результатах.

Что нужно знать, когда идете по вызову инспектора в инспекцию?

Руководитель должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

 Специалисты  Юридической компании "Абеком" помогут выявить и минимизировать налоговые риски.